Пенсионерка из Казани чуть не лишилась 1 млн рублей из-за навязанного в банке инвестиционного страхования
15 декабря 2025
Накопленные за всю жизнь деньги пенсионерка Мария Кристалева* доверила банку "Открытие" – там женщина открыла два вклада. Когда истекли сроки, Кристалева обратилась в отделение банка для продления. Но там ей предложили вместо вклада некий новый "выгодный" продукт. Обещание "золотых гор" заставило женщину подписать новые договоры, хотя разобраться в условиях ей так и не удалось. Она просто доверилась специалистам банка, с которым сотрудничала не первый год.
В 2024 году пенсионерка решила снять деньги с вкладов вместе с процентами. Тогда-то и оказалось, что никаких депозитов на ее имя в банке нет!
– Мне объяснили, что вместо вкладов на мое имя были оформлены договоры страхования с компанией "Росгосстрах Жизнь" на 5 лет. В общей сложности я вложила 1 млн рублей. Кроме того, оказалось, по условиям договора, я должна была ежегодно добавлять еще по 200 тысяч рублей. Я об этом не знала и, естественно, этого не делала, потому что такая сумма – это вся моя пенсия за год! В итоге они заявили, что мне вообще ничего не вернут, потому что я нарушила условия! – пожаловалась пенсионерка.
Разбитая обманом Мария Кристалева обратилась за правовой помощью в казанский Центр защиты прав граждан.
– Сотрудники банка навязали пенсионерке заведомо кабальную сделку – то есть совершенную на крайне невыгодных для одной из сторон условиях. Такие действия нарушают п. 1 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей". По закону исполнитель обязан предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Если гражданин подписал договор, будучи введенным в заблуждение относительно сути сделки, то ее можно признать недействительной, согласно п. 1 ст. 178 ГК РФ. Но сделать это можно только через суд, – рассказала руководитель Центра защиты прав граждан в Казани Татьяна Бербека.
Правозащитники помогли 69-летней пенсионерке направить в "Росгосстрах Жизнь" требование о возврате денег, но получили отказ. Тогда последовал иск в Московский районный суд Казани. Добиться успеха не удалось и там – суд встал на сторону страховщика.
Но суд апелляционной инстанции разобрался в деле. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Татарстана признала договоры недействительными, установив, что пенсионерку обманули по поводу условий договоров.
Мария Кристалева, будучи пожилой женщиной без специальных знаний в финансах, не могла понять сложные условия инвестиционного страхования. Банк России рекомендовал страховым компаниям не предлагать такие продукты пожилым людям из-за высоких рисков и сложности. Ответчик не предоставил ей полную и понятную информацию о рисках и возможности возврата средств.
Пенсионерка была уверена, что заключает договор банковского вклада. И только после отказа компании вернуть деньги узнала, что ее обманули. Суд посчитал, что Мария Кристалева действовала добросовестно. А предоставленная ей информация была неполной и непонятной для принятия обоснованного решения.
Судебная коллегия признала, что условия договоров ущемляют права потребителя. В частности, отсутствие права на возврат денег противоречит законодательству.
Суд обязал "Росгосстрах Жизнь" вернуть Марии Кристалевой 1 млн рублей и выплатить штраф в 250 тысяч рублей за отказ удовлетворить требования в досудебном порядке.
* имя и фамилия изменены по просьбе заявителя.